На что прежде всего стоит обратить внимание, говоря про психологическую готовность к школе:
1. Социально-психологическая готовность к школе.
Ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость обучения, проявляет интерес к получению знаний, умеет взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение ив выполнять требования либо просьбы учителя.
Это определенный уровень эмоциональной устойчивости, когда снижено количество импульсивных реакций, умение регулировать вое поведение и достаточно длительно выполнять возможно не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность.
К этой сфере относятся способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Важной является способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут, умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
3. Психофизиологическая готовность.
Развитие мелких мышц рук, та самая мелкая моторика, уверенное владение ножницами, карандашами, сформированная пространственная ориентация (выше/ниже/слева/справа/больше/меньше/вперед/назад), координация в системе глаз-рука (правильно перенести в тетрадь графический узор или образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии).
Если из всех параметров и критериев вы нашли что-то, с чем Ваш ребенок не очень хорошо справляется, задайтесь вопросом «почему так получилось?»
Причинами школьной незрелости могут быть:
- Недостатки в воспитательной среде (нужны систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка, болезненные дети не так устойчивы к нагрузкам, быстро утомляются (необходима консультация с доктором и лечение). - Невротическое развитие ребенка (консультация психолога, нейропсихолога с последующей коррекцией поведения).
- Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы (консультация у невропатолога и лечение, сотрудничество с педагогом, психологом и сопровождение ребенка в начальной школе, особенно в первом классе).