«Как стать волевым? Как научиться владеть собой? Как стать «хозяином» самого себя?» Подобные вопросы задает чуть ли не каждый из вас.
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ
Некоторые даже начинают сами воспитывать волю, характер и при этом придумывают свои методы тренировки: голодают (и входят из-за этого в конфликты с родителями), отказываются от сладкого и т.п. Но голодание не всегда полезно для здоровья и, кроме того, далеко не во всех случаях помогает стать волевым и делать то, что не хочется (заниматься зарядкой, вовремя садиться за уроки).
Как же стать волевым, научиться «властвовать собой»? Первое, что надлежит усвоить, - этому действительно нужно учиться, учиться ежедневно, упорно и постепенно.
Это, прежде всего, большая и серьезная работа по воспитанию привычек. Волевого человека отличает не умение заставить себя сделать что-то нужное, а привычка делать необходимые вещи, будь то занятия спортом (а без этого трудно сохранить здоровье на долгие годы) или вовремя и хорошо приготовленные домашние задания. Сила воли проявляется не в одном поступке, это черта характера: волевой человек ежедневно выполняет все, что намечено. А для этого и нужна привычка.
Если у вас такое желание есть и оно достаточно сильное, если принято решение, тогда можно начинать.
- Конкретно определить задачу самовоспитания. Очень часто ребята, говоря о воспитании воли, сами не знают, чего хотят. И именно потому у них ничего не получается. Начните с того, что сформулируйте себе конкретную цель, например, четко установленный режим дня. Куда входит: ежедневно делать зарядку. Вовремя садиться за приготовление уроков. Вставать по звонку будильника и т.д.
- Нужно иметь план работы. Конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться.
- Обязательно выработать критерии успеха и неудачи, а также формы их регистрации. Например, вы воспитываете у себя привычку вовремя садиться за уроки. Успех не сводится к тому, чтобы вовремя «усадить себя за стол», необходимо правильно оценивать, что вы успели сделать за время (40 – 45 минут) «сидения» за столом, какова ваша продуктивность.
Очень важно записывать все этапы работы, начиная с постановки задачи самовоспитания, выработки плана работы и критериев успеха. Лучше всего, если вы заведете себе специальную тетрадь, где будете отмечать этапы работы
Предлагаем для начала несколько подготовительных упражнений.
Упражнение 1. «Замри». В течение 5 минут сидеть в кресле без всякого движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя время расслабления до 8 минут, оставшиеся 3 дня «замирать» на 8 минут. Затем перейти к другому упражнению.
Упражнение 2. «Прогулка». Выйдя из дому, вернуться домой ровно через час (ошибка не более 1 – 2 минут). Это упражнение требует точного расчета времени и не так-то легко, как кажется на первый взгляд.
Упражнение 3. «Книга». Какую книгу вы бы не читали, ежедневно время отведенное на нее, должно равняться 45 минутам.
Упражнение 4. «Зарядка». Начать желательно с 10 минут, затем каждую неделю прибавлять по 1 минуте и довести до 17 минут, при этом необходимо соблюдать условия: начинать по возможности в одно и то же время и чувствовать усталость после окончания зарядки.
Упражнение 5. «Письменный стол». Это наиболее трудное упражнение-привычка, но зато самое полезное и необходимое. Четко обозначьте время, когда вы сядете за уроки, скажем, в 16.00 или 17.00. Перерыв ровно через 40 минут, отдых 20 минут, через два дня начните регистрировать, сколько вам удалось сделать за каждую сорокаминутку, обязательно указывая объем выполненного задания. Постарайтесь уплотнить время. Спустя три недели объем выполненного за 40 минут задания должен увеличиться не менее чем на 15 % (а лучше на 25 – 30 %).
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
« Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске – сразу все из головы вылетает…». Школьники часто обращаются к психологу с такими жалобами.
И действительно, отвечать у доски трудно. Ведь это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика, и критик.
Но вот что интересно. Ситуация эта – для всех учеников одинакова, а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя «как перед прыжком в воду – и весело, и страшно». Ответив, они обычно долго не могут успокоиться. А третьи сильно волнуются, пугаются, забывают даже хорошо выученный урок.
С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, с тем, насколько он умеет излагать свои мысли.
Однако ведь бывает и так: ты действительно хорошо знаешь урок, а вот вызвали отвечать – и ты вдруг с ужасом замечаешь, что почти все забыл. Если это повторяется часто, то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам. Появляется неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на другие области жизни, например, на общение с товарищами.
Для того чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.
Прежде всего, научись воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях.
Постарайся очень четко, во всех подробностях представить себе, как ты себя чувствуешь, что переживаешь, когда совершенно спокоен, и что – когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать эти состояния. Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, представляя себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не слишком много времени, лучше всего 10 минут в день. Когда ты научишься легко выполнять его, перестань его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно сложными моментами, ситуациями, когда тебе особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо овладеть своим состоянием.
Следует также овладеть способами, позволяющими вызывать у себя определенное состояние, «настраиваться» на него.
Некоторым «настроиться» на то или иное состояние помогает «проигрывание» в уме какой-нибудь мелодии, мысленное прочтение стихотворения определенного ритма, представление пейзажа, цвета. Например, можно связать взволнованное, тревожное состояние с одной мелодией, а уверенное, спокойное – с другой, и всякий раз, когда надо «настроить» себя на спокойный лад, вспоминать нужную мелодию. Когда ты научишься достаточно хорошо и быстро вызывать у себя нужное состояние, свяжи его с каким-нибудь характерным жестом (например, тревожное с крепко сжатым кулаком, а спокойное – с расслабленной кистью) и через некоторое время этот жест почти автоматически будет вызывать у тебя нужное состояние.
Для того чтобы вызвать у себя спокойное, расслабленное состояние, можно использовать и такой прием: вспомни место, где ты был, или какое-то событие твоей жизни, когда ты испытывал полный покой, приятную лень, негу, и постарайся как можно ярче, вспоминая все ощущения, как можно подробнее представить себе это место и это событие.
Если тебе очень трудно отвечать, почаще используй рассказ вслух. Репетируй свой ответ в классе, так, как актеры репетируют роли. Лучше всего делать это перед зеркалом. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь.
Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату или сестре.
Полезно также рассказывать, объяснять уроки товарищам на переменах, заниматься с учениками младших классов.
Составляй план устного ответа. Можешь приготовить для ответа «изюминку» (интересный пример, оригинальное решение задачи, дополнительный материал). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.
Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске медленно, подчеркнуто спокойно, вспоминая то состояние, которое ты испытывал, пересказывая урок дома.
Внимание! Еще одно упражнение – дыхание. Научись использовать дыхание для снятия напряжения. Можно просто глубоко дышать. Можно в течение 30 секунд делать вдох вдвое короче, чем выдох, т.е. быстро вдохнуть и медленно выдохнуть.
Улыбайся! Улыбайся, даже если тебе трудно. Улыбка – прекрасный способ снять нервное напряжение. Да и другим людям будет приятнее смотреть на тебя и общаться с тобой, если ты будешь открыто и приветливо улыбаться.
Тебе задают дополнительный вопрос. Не пугайся. Не торопись с ответом. Подумай, к какой части плана может относиться этот вопрос. Прежде чем ответить, сформулируй ответ в уме.
Самое главное: не бойся ошибиться!
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
- Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого примерно за месяц нужно подобрать материал для подготовки к ответу на каждый экзаменационный вопрос и составить план: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.
- При подготовке каждого ответа нужно составить себе примерный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять – перед сном и утром: информация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо. Если есть возможность повторить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или, по крайней мере, пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.
- В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудно излечимых заболеваний.
- И последнее. Говорят, что легче запомнить материал за тем рабочим столом, на котором есть желтые и фиолетовые предметы. Попробуйте!