Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.
Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, возможном недомогании и других проявлениях и правильно их интерпретировать.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде
Основная цель работы педагога-психолога - создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.
Основными направлениями работы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:
Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Повышение уровня психологической культуры и оказание психологической поддержки педагогам и родителям осуществляется через такие формы работы как: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, тренинги, памятки, анкетирование.
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей.
На сайте дошкольного учреждения создана страничка «Советы-психолога», на которой размещены рекомендации, консультации для родителей различной тематики.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психологическая диагностика – это углубленное психолого- педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития, а также определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психодиагностическая работа ведется в системе, с учетом перспективного плана, результатов предыдущей диагностики и коррекционно-развивающей работы по следующим направлениям:
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, мелкая моторика);
- эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, самооценка);
- готовность к школе (определение стартовых возможностей будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности);
- коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений в рамках индивидуальных консультаций. Кроме того, диагностические исследования проводятся в рамках психолого-педагогической работы по двум очень важным направлениям – адаптация к детскому саду и подготовка детей к школе.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов диагностик, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психокоррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия: эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательная; коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).
Основные методы коррекционных воздействий: индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.); куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка); арттерапия (рисование, драматизация); психогимнастика; релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация); психологические коррекционные игры.
В младших группах выстроена благоприятная система работы, способствующая привыканию детей к условиям ДОУ в период адаптации и для дальнейшего развития возрастных психических процессов.
В среднем возрасте организованы интегрированные подгрупповые игровые занятия по программам эмоционального развития.
С детьми старшей группы продолжается работа по эмоционально-волевому и социально-коммуникативному развитию. Проводится цикл занятий «Давайте познакомимся», автор И.А. Пазухина.
По итогам диагностики школьной готовности в подготовительной группе, в течение всего года, проводятся подгрупповые занятия по программе подготовки детей к школе. Развитие познавательных процессов и формирование предпосылок к продуктивной учебной деятельности.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:
- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблем.
Направление включает следующие разделы:
- «Консультирование по проблемам трудностей в обучении»;
- «Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений»;
- «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»;
- «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»;
· «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;
· «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе».